Мы продолжаем рассказывать об исследовательских методиках, инструментах и подходах, которые помогают сформировать или обогатить представление о целевой аудитории продукта, сервиса или услуги. В этой статье расскажем про инверсию – инструмент, который позволяет переосмыслить существующие критерии ЦА, наполнить инсайтами портреты потенциальных пользователей и отойти от описательных характеристик в пользу функциональных требований.
Что такое инверсия
Инверсия – это метод мышления от обратного. Маркетологи и исследователи применяют его в случаях, когда необходимо просчитать все варианты развития событий. Например, собираясь в поход, вы уверены, что отдых состоится и всё будет хорошо. Но всё равно берете с собой аптечку со всем необходимым – вдруг что-то пойдет не по плану.
Инверсия – популярный метод, широко используемый в разных областях. Например, в логике это выглядит как перевернутый смысл вещей – условно замена «белого» на «черное». В математике инверсия выглядит как перестановка, которая нарушает привычный порядок. А в маркетинге это особый взгляд на вещи, изменение ситуации с ног на голову.
Польза применения этого метода – возможность взглянуть на ситуацию с новой и необычной стороны, иногда даже противоположной. Это помогает обогатить знания о своей целевой аудитории, определить неудовлетворенные потребности покупателей и сформировать более четкое определение ценности продукта или услуги.
Инверсия часто применяется с другими инструментами исследования аудитории, среди которых глубинные интервью и воркшопы. Комбинация сразу нескольких методов работы помогает:
-
Лучше исследовать клиентов: проанализировать их социально-демографический портрет, психографические характеристики и поведенческие особенности;
-
Разработать критерии нецелевой аудитории, исключаемых признаков, спектра и обновленных критериев;
-
Проработаем план дальнейших действий для развития продаж: чего мы хотим добиться и что изменить в маркетинге продукта, услуги или сервиса, чтобы стать еще более привлекательным для покупателей.
Как использовать инверсию
Работа с инверсией состоит из двух этапов.
ЭТАП 1. Формирование критериев исключения
Для начала нужно подробно описать текущие критерии целевой аудитории, среди них:
-
социально-демографические признаки;
-
психографические характеристики (сфера деятельности, увлечения, ценности и пр.);
-
поведенческие особенности: особенности принятия решения при покупке, потребности (в том числе неудовлетворённые) в категории вашего товара или услуги.
Далее формируем признаки исключения. Для этого инверсивно описываем каждый критерий целевой аудитории. После этого необходимо уточнить критерии для исключаемой аудитории. Описываем таких покупателей и объясняем, что мы имеем в виду, когда её описываем.
Как это выглядит на практике – рассмотрим на примере исследования целевой аудитории смартфонов бренда Xiaomi.
Целевая аудитория |
Нецелевая аудитория |
Исключаемая аудитория |
---|---|---|
|
|
|
ЭТАП 2. Формирование спектра персоны.
Необходимо создать спектр для всех нестыковок, которые формируются из критериев исключаемой целевой аудитории. Для этого:
-
Берем список критериев с объяснением из исключаемой аудитории – это и есть нестыковки;
-
Для каждой из этих нестыковки формулируем спектр причин, по которым она появилась;
-
Разделяем эти причины на постоянные, временные и ситуационные;
-
Анализируем каждый спектр с точки зрения соответствия нестыковке.
Пример, как это может выглядеть для нестыковки «Не понимают ценность инновации»:
-
постоянная причина – консервативность, недоверие ко всему новому;
-
временная – убежденность, что инновации — это уловки маркетологов;
-
ситуационная тесно связана с временной, но связана с каким-то контекстом, например: НЕ пользователь видел ролик, где развенчивается миф о том, что инновации – это полезно.
В завершении группируем содержание спектра в разные смысловые категории. Это могут быть любые названия и количество групп. Важно дополнить их примерами.
Исключаемая аудитория («Нестыковки») |
Спектр |
||
Постоянные |
Временные |
Ситуационные |
|
Не понимают ценность инновации (инновация – не мотивация для покупки)
|
ОПЫТ
Не было опыта с другим брендом
ЗНАНИЕ
Консервативен, мало знает об инновациях и не интересуется этой темой
|
Боится, что инновации – это сложно
ЗНАНИЕ
Считает, что инновации – это дорого
Не видит инновации (не считает, что это инновация)
Считает, что инновации – это маркетинг
Инновации могут быть только в технологии, не в дизайне (или наоборот)
Инновации только для молодого поколения
|
У друга сломалось инновационное устройство этого бренда
ЗНАНИЕ
На YouTube вышел обзор смартфонов Xiaomi с негативной тональностью |
ЭТАП 3. Обновление критериев целевой аудитории
Анализируем и описываем каждый пункт и спектр с учетом функциональных требований. Это поможет обогатить знания об аудитории.
Рассмотрим, как это происходит на примере одного критерия и его спектра.
ЦА |
Нецелевая аудитория |
Исключаемая аудитория |
Обновленные критерии ЦА |
---|---|---|---|
Открыты и любят инновации |
Не любят инновации или безразличны к ним |
Не понимают ценность инновации |
|
Если у вас остались вопросы, напишите нам на адрес omni@korusconsulting.ru или заполните форму ниже. Наши специалисты помогут решить задачу – выбрать подходящий метод работы, разобраться в проблеме и помочь с анализом результатов.